
Как правильно выбрать смазку?
NLGI является параметром, по которому определяется консистенция смазки. Разработчиком методики по определению этого параметра является National Lubricating Grease Institute (в переводе с английского Американский национальный институт пластичных смазок). Согласно методике института, с помощью лабораторного метода «рабочей пенетрации» измеряется плотность смазки.
Определение этого параметра производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения конуса измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют как в перемешанных, так и не перемешанных смазках. Разница этих показателей характеризует стабильность смазки и способность выдержать механическое воздействие. Кроме того, чем больше числовое значение пенетрации, тем мягче смазка.
Существует девять видов классификации смазок согласно NLGI по консистенции:
Класс NLGI | Число (0,1 мм) пинетрации | Консистенция | Область применения |
000 | 445-475 | очень жидкая | закрытые зубчатые передачи |
00 | 400-430 | жидкая | |
0 | 355-385 | полужидкая | центральные масляные системы |
1 | 310-340 | очень мягкая | |
2 | 265-295 | мягкая | шариковые / роликовые подшипники |
3 | 220-250 | полумягкая | высокоскоростные подшипники |
4 | 175-205 | твердая | |
5 | 130-160 | очень твердая | открытые зубчатые передачи |
6 | 85-115 | особенно твердая |
Кроме распределения по показателю консистенции, NLGI разбивает смазки на категории качества. Для определенного соответствия тому или иному классу, кроме консистенции, определяется температура каплепадения, а также стойкость к окислению и испарению, к трансформационным изменениям консистенции, антикоррозионных свойств, совместимость с эластомерами, низкотемпературный крутящий момент и так далее. Рассмотрим представленные категории NLGI подробнее.
- Смазки категории NLGI LA используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Они должны быть устойчивыми к окислению и изменению консистенции, а также беречь шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
- Смазки категории NLGI LB используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, при котором: большой интервал замены смазочного материала, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от 40°С до + 120°С при удлиненном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть устойчивыми к окислению и изменению консистенции, а также защищать элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки других степеней NLGI.
- Смазки категории NLGI GA используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в легком режиме при частой замене смазки, в обычных условиях эксплуатации.
Требования к качеству: смазка должна удовлетворительно смазывать подшипники при температуре от -20°С до + 70°С. Дополнительных требований нет.
- Смазки категории NLGI GB используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°С до +120°С, кратковременно до +160°С. Должны быть устойчивыми к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются масла консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней, NLGI 1 и NLGI 3.
- Смазки категории NLGI GC используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в тех автомобилях, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп -старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.п.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.п.). Это смазки высшего качества для подшипников колес.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°С до +160°С, кратковременно до +200°С. Они должны быть устойчивыми к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа.
Для обозначения категорий Американский национальный институт пластичных смазок использует символ NLGI, который присваивается только продуктам высшей категории: GC, LB и GC LB. Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании, как правило, указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок используется редко, но аналогичной, европейской системы не существует.
Все комментарии